Переключениена русский илина английский язык
новое название музея


Главная

Координаты музея

История музея

Экскурсии

Фонды музея

Услуги

Отделы и персоналия музея

Музыка

Чайковский

Клин

Эпоха

Документы

Афиша

Новости

Архив событий











МКМО

АФИША ПОДМОСКОВЬЯ. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ






НОВОСТИ

Выставка
П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. СИМФОНИЯ "ЖИЗНЬ"
Творческий путь и судьба художника

 Выставка подготовлена к 175-летию со дня рождения композитора. В ее основе – личный архив П.И. Чайковского и его семьи, сохранившийся в его клинском доме. Как писал академик Д.С. Лихачев: "История культуры – это история человеческой памяти...". История памяти о П.И. Чайковском – его музыкальное и литературное наследие, которое более столетия вызывает самые высокие чувства восхищения и сопереживания у миллионов людей планеты. Будучи по творческой сущности и личностной позиции сыном своего века и своей страны, П.И. Чайковский как человек и художник всю жизнь сознавал себя гражданином России. Его любовь к ней была безгранична. И это несмотря на всеобщее почитание и восхищение его музыкой, восторженный прием не только в городах России, но и в странах Европы и США. П.И. Чайковский мог бы о себе и своем творчестве сказать словами Преподобного Иоанна Дамаскина из одноименной поэмы любимого им поэта А.К. Толстого, стихи которого неоднократно использовал в своих сочинениях:

 "Я не могу народом править:
 Простым рожден я быть певцом,
 Глаголом вольным Бога славить".

 На выставке через подлинные документы, фотографии, собранные самим Чайковским, его личные вещи, книги и рукописи, дневники и записные книжки, бювары, составлявшие предметный и духовный мир композитора, атмосферу и картину его частной жизни делается попытка рассказатьо разных сторонах жизни великого композитора, чертах его личности, привычках, увидеть вехи его творческого пути, судьбы художника и человека.

 На выставке особо выделена та часть личного собрания П.И. Чайковского, которая представляет собой бесценные свидетельства рождения его музыки. Это многочисленные наброски, эскизы композитора. В них запечатлена, практически, сакральная сторона его жизни – творческий процесс, эмоциональный поток мыслей творца, в невероятном темпе занесенный на бумагу, что постепенно преображалось в то, что так знакомо и дорого слушателям во всем мире – музыку П.И. Чайковского.

 Творческий архив П.И. Чайковского – уникальная, не имеющая аналогов часть всего многотысячного клинского собрания композитора. Она всегда оставалась с П.И. Чайковским, никогда не уходила ни в издательства, ни к исполнителям, друзьям, а оставалась у автора. Это его первые юношеские сочинения, учебные задания, выполненные в классах консерватории, случайные записи на промокательной бумаге и полях книг. Они всегда были скрыты от глаз посторонних. К их числу относятся 18 записных книжек с различными набросками и эскизами, многочисленные тетради "Пиковой дамы" и "Чародейки", симфонии "Манфред" и Шестой симфонии, балетов "Спящая красавица" и "Щелкунчик" и других свидетельств зарождения и появления на свет музыкальных шедевров композитора.

 П.И. Чайковский принадлежит к числу тех творцов, для которых собственная жизнь, по выражению Ю.М. Лотмана, есть еще одно его произведение. Творчество композитора – отражение его реальной жизни, его настроений, мироощущений, вот почему его творческое наследие может быть названо так же, как и его собственный неосуществленный замысел: СИМФОНИЯ «ЖИЗНЬ». Почти всегда факт биографии П.И. Чайковского – это одновременно и страница его творческой жизни, и страница истории того или иного произведения, а нередко и его концептуальная суть. Это коренное свойство творческой личности П.И. Чайковского, о чем уже в конце своего творческого пути 14 января 1891 года он писал С.И. Танееву:

"…и я если в чем уверен, так это в том, что в своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу. А каков я, хорош или дурен – пусть судят другие".

"Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь <...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа", – так писало своем брате М.И. Чайковский, первый его биограф. Этим лирическим чувством композитора: любви и восхищения всем увиденным и пережитым в русской действительности и наполнена музыка многих из его музыкальных шедевров.

 Наследие Чайковского музыкальное и литературное создавалось на протяжении 28 лет из 53 прожитых. Оно насчитывает:

440 музыкальных сочинений из числа завершенных и сохранившихся в самых разных жанрах. Это 11 опер, 3 балета, 41 симфоническое произведение, 27 хоровых произведений, 119 камерно-инструментальных сочинений, 111 романсов и вокальных ансамблей. При этом, не сохранилось 18 произведений, 7 произведений остались незавершенными и 72 неосуществленными;

160 литературных сочинений: из них – 6 музыкально-педагогических трудов, 81 статья и рецензия, в том числе статьи для периодических изданий и словарей, 26 стихотворений и 41 литературный перевод с французского, итальянского и немецкого языков. Не сохранилось – 3 сочинения и остались незавершенными или в виде замыслов – 4.

 Огромно и эпистолярное собрание П.И. Чайковского. Оно составляет около 6 тысяч сохранившихся его писем к родным и близким, друзьям и коллегам, выдающимся представителям русской и мировой культуры, членам Императорского дома. Композитор считал своим долгом отвечать на все приходившие к нему письма. Поражает отзывчивость П.И. Чайковского, его способность сопереживания другим людям. Такой фактор доверия П.И. Чайковскому сложился у более чем тысячи корреспондентов композитора из числа его слушателей, которые находили в их авторе и "утешение и подпору", говоря словами одного из его писем.

 Выставка "П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. СИМФОНИЯ "ЖИЗНЬ". Творческий путь и судьба художника" строится хронологически, следуя основным этапам жизненного и творческого пути композитора. Особое место уделено его семье и предкам, а также среде, в которой он сформировался как человек и художник. Представлены раритеты из семейного архива Чайковских, работы его прадеда художника М. -В. Асье. Выставлены эскизы декораций и костюмов, театральные макеты к прижизненным поставкам опер и балетов П.И. Чайковского, афиши исполнений сочинений композитора при его жизни в России и Европе, собранные им самим и его близкими. Выделены также тематические разделы: "Чайковский в Клину", "Мир художника", "Рабочий стол композитора", "П.И. Чайковский в диалоге с миром", "П.И. Чайковский дирижер", "История записи голоса П.И. Чайковского на фонографе Т. Эдисона" "Прощание России с П.И. Чайковским. Увековечивание его памяти".

 Руководитель проекта – Г.И. Белонович
 Концепция – П.Е. Вайдман
 Тексты – П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбндер
 Материалы выставки подготовлены научными сотрудниками музея:
П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбиндер, Т.М. Шаповаловой, О.С. Шупель И.А. Миловановой, Н.И. Пыриковой, О.М. Варламовой, Л.П. Ефимкиной.
 Художник: В.Ю. Феоктистов.

Пресса о мероприятии:
Чайковский свистит и поет. Дом-музей в Клину отмечает 175-летие великого композитора


музей Чайковского
© ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК П.И.ЧАЙКОВСКОГО

[an error occurred while processing this directive]