Переключениена русский илина английский язык
новое название музея


Главная

Координаты музея

История музея

Экскурсии

Фонды музея

Услуги

Отделы и персоналия музея

Музыка

Чайковский

Клин

Эпоха

Документы

Афиша

Новости

175 лет П.И. Чайковскому

Архив событий











МКМО

АФИША ПОДМОСКОВЬЯ. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ






НОВОСТИ

Выставка
П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. СИМФОНИЯ "ЖИЗНЬ"
Творческий путь и судьба художника

 Выставка подготовлена к 175-летию со дня рождения композитора. В ее основе – личный архив П.И. Чайковского и его семьи, сохранившийся в его клинском доме. Как писал академик Д.С. Лихачев: "История культуры – это история человеческой памяти...". История памяти о П.И. Чайковском – его музыкальное и литературное наследие, которое более столетия вызывает самые высокие чувства восхищения и сопереживания у миллионов людей планеты. Будучи по творческой сущности и личностной позиции сыном своего века и своей страны, П.И. Чайковский как человек и художник всю жизнь сознавал себя гражданином России. Его любовь к ней была безгранична. И это несмотря на всеобщее почитание и восхищение его музыкой, восторженный прием не только в городах России, но и в странах Европы и США. П.И. Чайковский мог бы о себе и своем творчестве сказать словами Преподобного Иоанна Дамаскина из одноименной поэмы любимого им поэта А.К. Толстого, стихи которого неоднократно использовал в своих сочинениях:

 "Я не могу народом править:
 Простым рожден я быть певцом,
 Глаголом вольным Бога славить".

 На выставке через подлинные документы, фотографии, собранные самим Чайковским, его личные вещи, книги и рукописи, дневники и записные книжки, бювары, составлявшие предметный и духовный мир композитора, атмосферу и картину его частной жизни делается попытка рассказатьо разных сторонах жизни великого композитора, чертах его личности, привычках, увидеть вехи его творческого пути, судьбы художника и человека.

 На выставке особо выделена та часть личного собрания П.И. Чайковского, которая представляет собой бесценные свидетельства рождения его музыки. Это многочисленные наброски, эскизы композитора. В них запечатлена, практически, сакральная сторона его жизни – творческий процесс, эмоциональный поток мыслей творца, в невероятном темпе занесенный на бумагу, что постепенно преображалось в то, что так знакомо и дорого слушателям во всем мире – музыку П.И. Чайковского.

 Творческий архив П.И. Чайковского – уникальная, не имеющая аналогов часть всего многотысячного клинского собрания композитора. Она всегда оставалась с П.И. Чайковским, никогда не уходила ни в издательства, ни к исполнителям, друзьям, а оставалась у автора. Это его первые юношеские сочинения, учебные задания, выполненные в классах консерватории, случайные записи на промокательной бумаге и полях книг. Они всегда были скрыты от глаз посторонних. К их числу относятся 18 записных книжек с различными набросками и эскизами, многочисленные тетради "Пиковой дамы" и "Чародейки", симфонии "Манфред" и Шестой симфонии, балетов "Спящая красавица" и "Щелкунчик" и других свидетельств зарождения и появления на свет музыкальных шедевров композитора.

 П.И. Чайковский принадлежит к числу тех творцов, для которых собственная жизнь, по выражению Ю.М. Лотмана, есть еще одно его произведение. Творчество композитора – отражение его реальной жизни, его настроений, мироощущений, вот почему его творческое наследие может быть названо так же, как и его собственный неосуществленный замысел: СИМФОНИЯ «ЖИЗНЬ». Почти всегда факт биографии П.И. Чайковского – это одновременно и страница его творческой жизни, и страница истории того или иного произведения, а нередко и его концептуальная суть. Это коренное свойство творческой личности П.И. Чайковского, о чем уже в конце своего творческого пути 14 января 1891 года он писал С.И. Танееву:

"…и я если в чем уверен, так это в том, что в своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу. А каков я, хорош или дурен – пусть судят другие".

"Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь <...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа", – так писало своем брате М.И. Чайковский, первый его биограф. Этим лирическим чувством композитора: любви и восхищения всем увиденным и пережитым в русской действительности и наполнена музыка многих из его музыкальных шедевров.

 Наследие Чайковского музыкальное и литературное создавалось на протяжении 28 лет из 53 прожитых. Оно насчитывает:

440 музыкальных сочинений из числа завершенных и сохранившихся в самых разных жанрах. Это 11 опер, 3 балета, 41 симфоническое произведение, 27 хоровых произведений, 119 камерно-инструментальных сочинений, 111 романсов и вокальных ансамблей. При этом, не сохранилось 18 произведений, 7 произведений остались незавершенными и 72 неосуществленными;

160 литературных сочинений: из них – 6 музыкально-педагогических трудов, 81 статья и рецензия, в том числе статьи для периодических изданий и словарей, 26 стихотворений и 41 литературный перевод с французского, итальянского и немецкого языков. Не сохранилось – 3 сочинения и остались незавершенными или в виде замыслов – 4.

 Огромно и эпистолярное собрание П.И. Чайковского. Оно составляет около 6 тысяч сохранившихся его писем к родным и близким, друзьям и коллегам, выдающимся представителям русской и мировой культуры, членам Императорского дома. Композитор считал своим долгом отвечать на все приходившие к нему письма. Поражает отзывчивость П.И. Чайковского, его способность сопереживания другим людям. Такой фактор доверия П.И. Чайковскому сложился у более чем тысячи корреспондентов композитора из числа его слушателей, которые находили в их авторе и "утешение и подпору", говоря словами одного из его писем.

 Выставка "П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. СИМФОНИЯ "ЖИЗНЬ". Творческий путь и судьба художника" строится хронологически, следуя основным этапам жизненного и творческого пути композитора. Особое место уделено его семье и предкам, а также среде, в которой он сформировался как человек и художник. Представлены раритеты из семейного архива Чайковских, работы его прадеда художника М. -В. Асье. Выставлены эскизы декораций и костюмов, театральные макеты к прижизненным поставкам опер и балетов П.И. Чайковского, афиши исполнений сочинений композитора при его жизни в России и Европе, собранные им самим и его близкими. Выделены также тематические разделы: "Чайковский в Клину", "Мир художника", "Рабочий стол композитора", "П.И. Чайковский в диалоге с миром", "П.И. Чайковский дирижер", "История записи голоса П.И. Чайковского на фонографе Т. Эдисона" "Прощание России с П.И. Чайковским. Увековечивание его памяти".

 Руководитель проекта – Г.И. Белонович
 Концепция – П.Е. Вайдман
 Тексты – П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбндер
 Материалы выставки подготовлены научными сотрудниками музея:
П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбиндер, Т.М. Шаповаловой, О.С. Шупель И.А. Миловановой, Н.И. Пыриковой, О.М. Варламовой, Л.П. Ефимкиной.
 Художник: В.Ю. Феоктистов.

Пресса о мероприятии:
Чайковский свистит и поет. Дом-музей в Клину отмечает 175-летие великого композитора


музей Чайковского
© ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК П.И.ЧАЙКОВСКОГО

[an error occurred while processing this directive]